ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
Информация об опыте………………………………………………………..2
Технология опыта…………………………………………………………….7
Результативность опыта…………………………………………………….12
Библиографический список….......................................................................16
Приложение к опыту ………………………………………………………..17
Раздел I. Информация об опыте
1.1. Условия возникновения, становления опыта
Педагогическую деятельность автор осуществляет в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Нового Оскола Белгородской области».
Школа расположена в северном микрорайоне города, к которому примыкает промышленная зона акционерного общества «Приосколье». Социальный паспорт образовательного учреждения достаточно сложный: значительный процент детей воспитывается в неполных семьях; имеются дети, проживающие в неблагополучных семьях; в ряде семей один, а иногда и оба родителя вынуждены уезжать на заработки в другие города, оставляя детей на попечение бабушек и дедушек, что не может не отразиться на их успеваемости, поведении. Занятость родителей в производстве не позволяет им оказывать помощь детям и осуществлять контроль при выполнении домашних заданий по предметам, следствием этого зачастую становятся плохие оценки и потеря интереса у школьников к овладению новыми знаниями.
Отличительной особенностью школы всегда являлся работоспособный, сплоченный коллектив. Главные принципы в работе педагогического коллектива – гуманизм, доброжелательное отношение к детям и родителям. Педагоги образовательного учреждения, являющегося базовой (опорной) школой большое внимание уделяют внедрению в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий с целью улучшения качества образования, расширения образовательных услуг, в том числе, введение многопрофильного обучения.
Любой учитель должен помнить о том, что основой современного образования становятся идеи признания уникальности человеческой личности и создания благоприятных условий для успешного обучения каждого, исходя из его склонностей, интересов и потребностей.
Сегодня обществу нужны высокообразованные, предприимчивые люди, способные быстро и умело принимать нестандартные решения в сложившейся ситуации с учетом их возможных последствий. Задача школы состоит в том, чтобы нынешние школьники вышли во взрослую жизнь готовыми к сотрудничеству, мобильными, обладающими чувством ответственности. В связи с чем, перед педагогом возникает задача: не просто научить ребенка, вложив в его память определенную сумму знаний по своему предмету, но и сформировать устойчивый интерес, стремление самостоятельно расширять свои познания в той или иной области, умение находить им применение в повседневной жизни с целью стать достойным гражданином своей страны.
В условиях школы в течение ряда лет реализуется концепция профильного обучения (социально-гуманитарный, социально-экономический и оборонно-спортивный профили), что привело к необходимости использования в учебном процессе новых программ, рассчитанных на сокращенное в два раза количество часов на изучение физики. Это вызвало острый дефицит времени и, как следствие, сразу же проявилась проблема повышения качества знаний учащихся.
К достижению целей, поставленных перед школой на современном этапе, можно идти различными путями, появляется большое количество новых педагогических технологий, методов, расширяется арсенал средств, имеющихся в распоряжении учителя. Автор опыта в своей работе старается не останавливаться на достигнутом, идти в ногу со временем, использовать современные компьютерные технологии, которые способствуют: повышению качества знаний учащихся, развитию их логического мышления, практических умений и навыков, процессу социализации, что необходимо современному информационному обществу.
1.2. Актуальность опыта
Физика как обязательный предмет в структуре содержания образования формирует у обучающихся знания об окружающем мире: явлениях и законах природы, видах материи, свойствах тел. В соответствии с новым базисным учебным планом, в два раза сократилось количество часов на изучение физики на базовом уровне, с одной стороны, а с другой стороны, ежегодно от 15 до 25% выпускников выбирают сдавать физику в форме ЕГЭ, что предполагает овладение знаниями по предмету на профильном уровне. В связи с этим, основной проблемой становится нехватка времени. Ученик, каким бы умным он ни был, остается учеником, и основная задача учителя – не просто дать ученику некую сумму знаний и заложить фундамент для его дальнейшего развития, что само по себе не просто, а научить его выстраивать на имеющемся фундаменте знаний все новые и новые этажи, причем в сложившихся условиях обучения, большей частью самостоятельно. Именно данные факторы диктуют необходимость существенных изменений в структуре подачи материала и методике преподавания физики.
Проведя анализ сложившейся на сегодняшний день ситуации, можно акцентировать внимание на следующих противоречиях, которые побудили автора к проведению исследований по теме опыта:
• между малым количеством часов на изучение предмета и большим объемом информации, которым должны обладать обучающиеся, в том числе, для поступления в ВУЗы технической направленности;
• между расширяющимися возможностями в получении информации и снижающимися возможностями учащихся в ее усвоении;
• между стремлением получить высокообразованную, творческую, нестандартно мыслящую личность и утвердившимися формами и методами подачи учебного материала, нацеленными на донесение готовых знаний до учащихся;
• между задачами, поставленными обществом перед школой и отсутствием у учащихся стремления к их достижению.
На мой взгляд, разрешение данных противоречий, а, как следствие, и достижение высокого качества знаний в процессе обучения возможно лишь с опорой на включение каждого ребенка, и «физика» и «лирика», в активную деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, причем деятельность, посильную для каждого.
Данная задача очень сложна и многогранна, она требует от учителя много сил, терпения, повышенной умственной, физической и эмоциональной нагрузки, а главное, педагогического мастерства. И над ее решением приходится работать постоянно, так как, на смену одним ученикам приходят другие.
Для повышения мотивации обучения и с целью решения поставленных задач, в работе автор использует современные информационно-коммуникационные технологии в совокупности с традиционными методами обучения. С появлением и внедрением их в педагогическую практику появилась реальная возможность разнообразить методы и формы подачи теоретического материала; значительно расширить возможности демонстрационного эксперимента, проведение которого превращается в доступный творческий процесс; выйти за рамки урока в процессе построения диалога «учитель – ученик», используя возможности компьютерной сети; выстроить воспитательную траекторию – от созерцания и исполнения - к созиданию и творчеству.
Вышеназванное обусловило выбор темы опыта «Использование современных информационно – коммуникационных технологий при обучении физике как средство повышения качества знаний учащихся».
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта
Заключается в формировании устойчивой положительной мотивации обучающихся к изучению физики и на этой основе развитие их способностей к проведению опытов, исследований, наблюдений разнообразных физических явлений в окружающем мире. И , как следствие, получение творческой личности, умеющей применять накопленные знания в новых нестандартных ситуациях, способной к самостоятельному дальнейшему развитию на благо своей страны, что и послужит доказательством результативности процесса обучения, выражающемся в высоком качестве знаний учащихся по предмету.
1.4. Длительность работы над опытом
Работа над опытом продолжалась в течение 3 лет и была разделена на несколько этапов.
Начальный этап предполагал знакомство с методической литературой по теме опыта, а также изучение опыта коллег по применению информационно-коммуникационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности. На последующих этапах проведена апробация имеющихся готовых и самостоятельно созданных интерактивных ресурсов, в том числе интерактивных учебников, мультимедийных презентаций, возможностей компьютерной сети, и как итог деятельности – контроль результатов.
1.5. Диапазон опыта
Опыт «Использование информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний школьников» предоставляет широкие возможности для реализации развивающих, проблемных технологий. Использования интернет - ресурсов, электронных учебников, обучающих программ в сочетании с традиционными методами способствует успешному достижению цели - формирование мыслящей личности, умеющей использовать теоретические знания на практике, способной к самостоятельному получению знаний, готовой к саморазвитию и самосовершенствованию.
Диапазон опыта широк: работа на уроках, элективных курсах, во внеурочной деятельности по предмету, самостоятельная работа учащихся дома, участие в интернет - сообществах по интересам, возможности индивидуального обучения, самопроизводство и самопотребление информации.
1.6. Теоретическая база опыта
Главной целью при обучении физике является становление и развитие творческой личности. Именно развитию способностей учащихся к исследованию, формированию умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания, прикладные задачи учитель должен уделять первостепенное внимание на уроках физики. Гуманитаризация образования на современном этапе привела к тому, что у основной массы школьников упал интерес к изучению физики. По этой причине ведущие методисты, учителя ищут возможности достижения цели через повышение мотивации учащихся к изучению естественных наук, в том числе, и к физике. Автор опыта рассматривает вопрос о возможности разрешения существующих противоречий через использование информационно-коммуникационных технологий, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В настоящее время проблемой формирования познавательных интересов, активизацией познавательной деятельности школьников через различные формы и методы работы занимаются такие ученые, как В.Н.Липник, В.А.Филипова, И.Я.Ланина.
Поскольку интерактивное обучение – современное обучение, в методической литературе выдвигается гипотеза: через использование современных компьютерных технологий повысить мотивацию школьников к изучению физики, и, как следствие, сформированная мотивация позволит повысить эффективность учебно - воспитательного процесса.
Вопросы формирования мотивации учебной деятельности рассмотрены в трудах А.К. Маркова, А.Б.Орлова, Л.М. Фридмана.
Выше было отмечено, что проблема не только в слабой мотивации обучающихся, но и в нерационально малом количестве часов, отводимом на изучение предмета, в связи с чем, требуется изменять структуру подачи материала. И здесь важно учитывать то, что существуют разные подходы к вопросу о структурировании учебного материала. Автор опыта, опираясь на подход Л.Я.Зориной, А.В. Усовой, считает, что в сложившихся условиях следует так «конструировать» содержание учебного материала, чтобы это способствовало формированию целостной системы знаний школьников. Кроме того, при создании блоков презентаций автор опирается на метод выделения из излагаемого материала групп элементов, объединенных по какому-либо признаку (С.А.Суровикина), что позволяет избавить учащихся от заучивания огромного количества формул, а также развивать логическое мышление, счетные навыки.
Огромное количество учителей – новаторов ищут возможности повышения качества обучения через расширение использования именно информационно - коммуникационных технологий на уроках. В их числе: З.В.Александрова, Н.Н.Боков, Г.Ф. Кузнецов, Е.Г.Маныч и многие другие коллеги, с которыми автор общается в рамках «сетевых педагогических сообществ».
1.7. Новизна опыта
Опыт можно определить, как репродуктивно – поисковый, так как он объединяет в себе комбинацию элементов известных методик развивающего и дифференцированного обучения и нацелен на адаптацию и вариативное применение современных информационных технологий в процессе обучения физике в условиях конкретной школы.
Научная новизна представленного опыта заключается в том, что учителем создана методическая система использования информационных технологий при обучении физики, которая включает в себя:
• использование блоков презентаций, самостоятельно разработанных учителем, как в рамках урочной деятельности, так и за ее пределами;
• использование цифровых образовательных ресурсов, в том числе имеющихся в компьютерной сети;
• применение готовых программных продуктов по предмету;
• расширение возможностей использования web – сайтов в процессе обучения физике;
• богатые возможности при выборе форм подачи материала в процессе изучения элективных курсов;
• сочетание компьютерного эксперимента с демонстрационным.
В результате достигается не только поставленная цель - повышение качества знаний учащихся, что само по себе немаловажно, но и развиваются творческое мышление, умение вариативно применять имеющиеся знания в нестандартных ситуациях, стремление к самостоятельному получению знаний с помощью различных источников.
II. Технология описания опыта
Информационные технологии в настоящее время настолько глубоко проникли во все сферы не только производства, но и нашего быта, что ставить вопрос о том, применять или не применять их в школе – это значит вернуться минимум на десять лет назад. Сегодня можно ставить вопрос только об их максимально эффективном использовании в комплексе с другими средствами из арсенала учителя с целью оптимизации процесса обучения и повышения качества знаний учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения применяются автором с 2005 года, а с появлением в кабинете физики современного компьютерного оборудования и доступа к глобальной сети Интернет возможности организации и проведения уроков физики в соответствии с современными требованиями значительно расширились.
Повышенная необходимость в использовании мультимедийных продуктов на уроках физики обусловлена, прежде всего, спецификой предмета:
во – первых, при изучение таких разделов, как «Молекулярно-кинетическая теория», «Термодинамика», «Электродинамика», «Оптика», «Ядерная физика» целый ряд физических явлений можно наблюдать только на базе научных лабораторий со специальным оборудованием;
во – вторых, многие процессы микромира и быстродействующие процессы ребенок, не обладающий образным мышлением, представляет себе с большим трудом, а, следовательно, и понимает тоже с трудом;
в – третьих, для выполнения некоторых обязательных лабораторных работ просто не хватает оборудования.
В перечисленных случаях на помощь учителю приходит компьютер, который позволяет совершать виртуальные экскурсии; моделировать процессы, протекающие в микромире; изменяя параметры эксперимента, устанавливать закономерности между различными физическим величинами, делая процесс обучения приятным для ребенка, а усвоение материала - реально осуществимым.
Дополнительная необходимость применения информационных технологий на уроках физики вызвана тем, что в соответствии с новым базисным учебным планом, в два раза сократилось количество часов на изучение физики на базовом уровне, с одной стороны, а с другой стороны, ежегодно от 15 до 25% выпускников выбирают сдавать физику в форме ЕГЭ, что предполагает овладение знаниями по предмету на профильном уровне. В связи с этим, основной проблемой становится нехватка времени. Ученик, каким бы умным он ни был, остается учеником, и основная задача учителя – не просто дать ученику некую сумму знаний и заложить фундамент для его дальнейшего развития, что само по себе не просто, а научить его выстраивать на имеющемся основании знаний все новые и новые этажи, причем в сложившихся условиях обучения, большей частью самостоятельно.
Все вышеизложенное требует, прежде всего, от самого учителя мастерского владения имеющимся в его распоряжении арсеналом мультимедийных средств, в связи с чем хочется вспомнить слова Ли Якокка: «Компьютер выдает только то, что в него ввели. Секрет успеха – не информация, но люди».
Арсенал современных мультимедийных ресурсов, имеющихся в распоряжении учителя:
1. Разнообразные электронные учебники, охватывающие курс физики 7 – 11 классов.
2. Цифровые образовательные ресурсы (далее ЦОР), разработанные ООО «Физикон», а также коллекции ЦОР в сети интернет.
3. Готовые программные продукты по физике.
4. Презентации к урокам.
5. Web-сайты.
6. Разнообразные компьютерные тренажеры (на CD и в сети интернет).
7. Виртуальные музеи и лаборатории сети интернет.
Очевидно, что арсенал электронных образовательных ресурсов широк и разнообразен, как широки и разнообразны возможности их применения на всех ступенях образовательного процесса и на всех этапах урока. Но, не смотря на это, автор считает, что максимально доступно можно изложить материал не только учитывая особенности учеников, но и особенности собственной, складывающейся с годами, методики подачи материала. Именно поэтому презентации к урокам и внеурочным занятиям педагог создает самостоятельно.
Стоит особо подчеркнуть, что это, как правило, блоки презентаций, охватывающие целые разделы курса физики 9 – 11 классов: «Кинематика», «Динамика», «Законы сохранения», «Колебания и волны» и др. Преимущества таких блоков презентаций заключаются в следующем:
1. Каждая из презентаций, входящих в блок, имеет четкую внутреннюю логику, связывающую воедино все этапы урока, где повторение изученного материала готовит почву вначале для подготовки восприятия, а затем и для восприятия нового материала, а закрепление направлено на выявление пробелов и их устранение.
2. Вся система презентаций, входящих в один блок, такова, что цели последующих уроков плавно вытекают из целей предыдущих и являются их логическим продолжением, чему способствует так же и единство стиля их оформления.
3. При изложении материала обязательно закладывается база для формирования умения решать задачи, как расчетные, так и качественные, ибо без таких умений невозможно успешно сдать ЕГЭ.
4. В презентациях упор делается не на запоминание огромного количества формул, что невозможно для среднестатистического ребенка с обычными способностями, а на обучение его получать новые формулы, опираясь на известные ранее, рассуждая логически и используя имеющийся к тому времени запас знаний.
5. Важная роль отводится и визуализации процессов, которые невозможно увидеть в обычных условиях (испарение в закрытом сосуде, установление динамического равновесия, кипение жидкости), а также изменений в движении тел, которые, например, происходят при их взаимодействии.
6. Использование анимации при создании презентаций способствует лучшему овладению методикой решения графических задач разного типа, что особенно важно при решении задач по теме «Изопроцессы», « Первый закон термодинамики» и др.
Анимации в презентация по теме «Закон сохранения импульса» помогают ребятам разобраться с происходящими изменениями и, как следствие, научиться быстрее решать задачи (Приложение 2) .
Хотелось бы осветить еще некоторые возможности использования созданных презентаций, помимо их использования на уроке, которые имеются у любого ученика:
всегда есть возможность сохранить презентацию на электронном носителе и использовать дома при подготовке к уроку и выполнения домашнего задания;
есть возможность использовать презентацию для самостоятельного изучения материала в случае болезни или вынужденного пропуска урока по уважительной причине;
можно использовать презентации в качестве пособия для подготовки к ЕГЭ как в рамках неаудиторных занятий, так и при самостоятельной подготовке в домашних условиях, т.к. в них сосредоточен в сжатой форме основной теоретический материал и методы решения различных видов задач;
являются замечательным подспорьем при повторении ранее изученного материала перед контрольной работой, зачетом и т.д., так как к ним можно обращаться столько, сколько того требуют сложившиеся обстоятельства;
Естественно, невозможно решить отмеченные выше задачи, ограничившись только созданием и применением презентаций, поэтому автор в комплексе использует и другие возможности информационно-коммуникационных технологий, в течение ряда лет применяя в своей работе такие мультимедийные продукты, как «Открытая физика, ч.1 и 2». Они практически незаменимы при изучении таких явлений как интерференция, дифракция, поляризация, дисперсия и др. Моделирование реальных процессов и явлений позволяет не только наблюдать удивительные и порой парадоксальные с точки зрения обычного человека явления, хотя даже это делает их бесценным подарком учителю, но и, меняя параметры величин, устанавливать зависимости между ними, что особенно важно для пониманию физической сущности рассматриваемых процессов и явлений.
Несомненным положительным моментом использования таких программ является уникальная возможность одновременно с ходом эксперимента наблюдать построение соответствующих графических зависимостей, что позволяет учащимся ликвидировать затруднения, возникающие при построении и чтении графиков. Кроме того, программы позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать физические явления и процессы, а, в случае необходимости, можно многократно возвращаться к какому-либо фрагменту, повторять опыт с другими исходными данными.
Компьютерные модели целесообразно использовать в следующих случаях:
в качестве основы при проведении уроков, содержащих фронтальный эксперимент на любом из этапов урока;
в качестве дополнительного демонстрационного материала;
в качестве коллекции экспериментальных заданий для формирования устойчивого интереса к физике у учащихся.
Компьютерный эксперимент легко вписывается в урок и позволяет организовать новые, интерактивные виды учебной деятельности на различных его этапах, поддерживая устойчивый интерес учащихся на всем протяжении урока.
Опыт применения на уроках физики интерактивных компьютерных моделей показал возросшую активность и эффективность занятий, повышение интереса к изучению предмета. У учащихся формируется желание самим создавать сначала простые мультимедийные презентации, а затем и более сложные по исполнению с элементами моделирования несложных физических процессов и явлений.
Хотелось бы еще остановиться на использовании компьютерных технологий при проведении лабораторных работ. Но, в отличие от предыдущих примеров, здесь речь пойдет об их использовании для тех учеников, которые только начинают изучать физику – для семиклассников. Работая в школе много лет, осознаешь, с какими трудностями сталкиваются дети, впервые получившие лабораторное оборудование для выполнения своих первых в жизни лабораторных работ – они всего боятся и ничего не могут сделать без подсказки учителя. Именно поэтому летом 2010 года автором создан блок презентаций в двух частях, который охватывает все 10 лабораторных работ для 7 класса и является подробным, пошаговым сопровождением каждой лабораторной работы, помогая детям без труда и с восторгом выполнять их ( Приложение 6).
В течение нескольких лет автор ведет элективные курсы в 9 классе по темам: «Фундаментальные эксперименты в физической науке» и « Решение задач из раздела «Механика», которые способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, расширяют кругозор, а также направлены на отработку умений применять знания, полученные на уроке для решения не только задач базового уровня, но и повышенной сложности, а так же задач, встречающихся в части «С» КИМов ЕГЭ.
При проведении занятий первого из названных курсов, педагог применяет материал различных интернет – источников, а также учебные диски « Открытая физика 1 и 2 части», которые позволяют очень доступно рассказать и показать те явления, которые невозможно продемонстрировать в условиях кабинета физики. Для проведения занятий второго курса, создан ряд презентаций, которые направлены на формирование умений решать задачи различного уровня сложности.
Актуальным в настоящее время является и обучение ребят работе с тестами, т.к. большая часть заданий ЕГЭ по физике представлена в тестовой форме. В этой связи, учитель рекомендует своим ученикам не только использовать готовые программные продукты, но и ресурсы сети интернет, среди которых есть очень качественные, требующие не простого цитирования теории, а ее глубокого понимания и умения применять для решения задач повышенного уровня сложности. Помня о том, что презентация является очень удобным и наглядным средством для подготовки к ЕГЭ, автор работает над созданием презентаций с тестовыми заданиями для неаудиторных занятий по физике с учащимися 11-ых классов, что позволяет наглядно демонстрировать способы решения разнообразных видов задач, не прибегая к мелу и тряпке, а, значит, не тратя драгоценного времени на запись условий, изображение рисунков и графиков, которых так много в контрольно – измерительных материалах.
Еще одной эффективной возможностью взаимодействия со своими учениками, педагог считает виртуальное общение посредством персонального сайта, который в настоящее время насчитывает 15 страниц, среди которых есть странички, специально созданные для учеников:
«ЕГЭ по физике»;
«Готовимся к контрольным и зачетам»;
«Решаем вместе замысловатые задачки»;
«Олимпиады по физике».
Здесь ребята могут найти много интересной информации, материалы и рекомендации для подготовки к контрольным работам, зачетам, олимпиадам, и, естественно, скачать все те презентации, которые используются автором опыта при проведении уроков, элективных курсов, неаудиторных занятий. Некоторые ученики общаются с педагогом посредством компьютерной сети, в случае необходимости, через форму обратной связи, которая имеется на сайте, и могут получить ответ на свой вопрос, или рекомендации по решению задачи по электронной почте, предварительно указав в сообщении свой электронный адрес.
Автор считает, что учитель, который стремится идти в ногу со временем, не должен замыкаться в узком кругу только своего коллектива, он должен общаться с коллегами из других регионов нашей огромной страны, заимствовать у них новые идеи, новые методики, и, естественно, делиться с ними своими наработками. Именно поэтому, автор опыта с 2009 года является постоянным участником «Сообщества учителей физики» Портала «Сеть творческих учителей», который объединяет учителей, использующих информационно – коммуникационные технологии в преподавании физики. На страницах Сообщества можно найти массу интересных идей, разнообразных ресурсов, разработок для проведения урока любого типа и в любом классе. За это время педагогом размещено более 20 разработок уроков с применением современных информационных технологий, каждая из которых, пройдя открытую независимую общественную экспертизу, удостоена Логотипа портала, Свидетельства о публикации и рекомендована Координационным Советом портала для использования учителями на уроках. Это придает сил и является дополнительным стимулом для претворения возникающих идей в жизнь.
III. Результативность опыта
Результатами эффективности используемой методики является мониторинг качества знаний учащихся за период с 2007 – 2008 года по 2009 – 2010 учебный год, представленный в таблице №1.
Таблица 1. Качество знаний учащихся 7 – 11 классов в 2007 – 2010 гг.
2007 – 2008
учебный год 2008 – 2009
учебный год 2009 – 2010
учебный год
7 – 11 классы
56 %
64 %
65%
В приведенной ниже таблице 2 показаны результаты участия школьников в предметных олимпиадах за период с 2007- 2008 по 2010 – 2011 уч. гг.
Таблица 2. Результативность участия в предметных олимпиадах
за период с 2007- 2008 по 2010 - 2011 уч.гг.
№ пп Ф.И.О. учебн. год класс предмет место уровень
олимпиады
1 Храмцова Наталья 2007-2008 9 физика 2 муниципаль
ный
2 Бахтина Елена 2008 - 2009 9 физика 1 муниципаль
ный
3 Храмцова Наталья 2008-2009 10 физика 3 муниципаль
ный
4 Юрченко Диана 2008 - 2009 11 физика 3 муниципаль
ный
5 Коркин Иван 2008 - 2009 10 астрономия 3 муниципаль
ный
6 Титовская Инна 2008 - 2009 11 астрономия 2 муниципаль
ный
7 Храмцова Наталья 2009 - 2010 11 физика 2 муниципаль
ный
8 Клименко Валя 2010 - 2011 8 физика 2
призер муниципаль
ный
9 Сушков Владимир 2010 - 2011 9 физика 2
призер муниципаль
ный
10 Белашова Алина 2010 - 2011 9 физика 3
призер муниципаль
ный
11 Стоякина Наталья 2010 - 2011 11 физика 2
призер муниципаль
ный
12 Сушков Владимир 2010 - 2011 9 астрономия 1
призер муниципаль
ный
13 Стоякина Наталья 2010 - 2011 11 астрономия 2
призер муниципаль
ный
Успешно сдают выпускники 9 класса ГИА по физике на протяжение нескольких лет, получая только хорошие и отличные отметки.
2007 -2008 уч.г. – Бавыкин Андрей - 4 (хорошо)
2008 – 2009 уч. г. – Подставкин Денис – 5 (отлично)
2009 – 2010 уч. г. – Любачев Сергей - 5 (отлично)
Результативность сдачи ЕГЭ по физике учащимися за два последних года приведена в таблице 3. Из приведенных данных видно, что средний тестовый балл по школе выше, чем по району, области и России. Кроме того, ежегодно растет количество детей, выбирающих ЕГЭ по физике. В текущем 2010 – 2011 учебном году их количество достигло 18 человек, что составляет 32 % от общего количества выпускников.
Таблица 3. Результаты ЕГЭ (средний балл)
в 2008 – 2009 и 2009 – 2010 учебных годах)
РОССИЯ ОБЛАСТЬ РАЙОН ШКОЛА
2008 -
2009 2009 - 2010 2008 – 2009 2009 - 2010 2008 - 2009 2009 - 2010 2008 - 2009 2009 - 2010
49
51 49,3 51,8 52,15 53 54,33 57,88
Опытом своей работы педагог активно делится с коллегами, принимает участие в мероприятиях различных уровней, дает открытые уроки:
2008 год - урок в 11 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме «Повторительно-обобщающий урок по теме «Оптика» в рамках районного семинара учителей физики (Приложение 1);
защита итоговой работы «Актуальные проблемы совершенствования методики преподавания физики в средней школе» на системных курсах повышения квалификации в ГОУ ДПО БелРИПКППС;
выступление перед участниками августовского совещания по теме «Расширение возможностей кабинета физики в свете использования ИКТ и нового учебного оборудования»;
2009 год - выступление на заседании районной секции учителей физики с докладом по теме «Использование современных технологий на уроках физики, элективных курсах и во внеурочной деятельности»;
урок на заседании межшкольного методического объединения по теме «Закон сохранения импульса» с использованием ИКТ (Приложение 2);
участие во Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок» с разработкой урока «Закон Всемирного тяготения» (Приложение 3);
2010 год – участие в творческой мастерской разработок учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий «Наука ковала Победу» на Портале «Сеть творческих учителей» и получение Диплома Победителя (Приложение 4);
участие во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ в области технологий электронного обучения в образовательном процессе;
доклад «Применение интерактивных методов обучения на уроках физики в старших классах» на региональной научно-практической конференции «Творческий подход в преподавании естественно-математических дисциплин, информатики и ИКТ»;
20 авторских разработок, успешно прошедших открытую общественную экспертизу, удостоены авторского Свидетельства, Логотипа Портала и рекомендованы Координационным Советом Портала для использования учителями в образовательном процессе. Имеется также совместная разработка с коллегой из Тамбова. (Приложение 5).
Заметным результатом внедрения в процесс обучения современных информационных технологий стало создание своего персонального сайта в глобальной сети Интернет по адресу: http://bakhtinairina.narod2.ru/, на котором содержится большое количество разнообразных материалов к урокам: планы - конспекты, презентации, сценарии внеклассных мероприятий, рабочие программы, тексты контрольных работ, разнообразные полезные ссылки для подготовки к ЕГЭ, тестовые задания и многое другое. Ежедневная аудитория сайта насчитывает, в среднем, от 100 до 200 посещений коллег и учащихся из различных регионов страны и ближнего зарубежья.
Библиографический список
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.
2. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность/ Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука. 1974. с. 122 – 144.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.
4. Беккер М.Г. Самостоятельные исследовательские работы по физике как средство совершенствования знаний и практических умений учащихся старших классов: Автореф. …дис. канд. пед. наук. М. , 1978, 21с.
5. Вильямс, Р. И др. Компьютеры в школе. – М., 1998.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М. Педагогика, 1991.
7. Дъячук, П.П., Лариков Е.В. “Применение компьютерных технологий в средней школе”, Красноярск, 1996г.
8. Желдаков М.И. Внедрение информационных технологий в в учебный процесс. – Мн. Новое знание, 2003.- 152 с.
9. Кавтрев А. Ф. Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0». – М.: ООО «Физикон», 2000.
10. Леонтьев В. “Эффективная работа в Microsoft Office 2007”, ОЛМА Медиа Групп, 2008г.
11. Мастропас, З.П., Синдеев, Ю.Г. Физика: Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя».- Ростов – на - Дону: Феникс, 2002.
Приложения к опыту
1. Приложение 1. Повторительно-обобщающий урок по теме «Оптика» с использованием мультимедийных ресурсов.
2. Приложение 2. Урок решения задач по теме «Закон сохранения импульса» с использованием ИКТ.
3. Приложение 3. Урок, представленный на Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» по теме « Закон всемирного тяготения» с использованием ИКТ.
4. Приложение 4. Внеклассное мероприятие - устный журнал «Военная вахта советской науки» с мультимедийным сопровождением,
5.Приложение 5. Совместная разработка с Маныч Е.Г. (г.Тамбов) по теме «Электрический ток. Действия тока» (электронная версия)
6. Приложение 6. Мультимедийное сопровождение к Лабораторным работам для 7 класса по учебнику А.В.Перышкин «Физика 7 класс» в двух частях (электронная версия)
Приложение №1
Тема урока « Повторительно-обобщающий урок по теме «Оптика»
Цели: Повторить и обобщить материал, изученный в данной теме, проверить умение применять полученные знания при ответе на поставленные вопросы, решении предложенных качественных задач, умение анализировать , опираясь на основные законы раздела, а также применять имеющиеся знания при ответе на нестандартные вопросы .
Оборудование: презентация к уроку
Ход урока:
1. Оргмомент. Сообщение темы урока.
Ребята, мы с вами закончили изучение большого и сложного раздела физики, изучающего законы распространения световых волн, их поведения в различных средах, на границе раздела сред, и много другое. Мы научились решать сложные задачи на построение и расчетные задачи. Вам предстоит на следующем уроке выполнять контрольную работу, поэтому. сегодняшний наш урок мы посвятим повторению изученного материала . Я не ставлю цели рассмотреть расчетные задачи, мы их решали совсем недавно. Наша цель сегодня – опираясь на имеющиеся знания, находить ответы на вопросы, которые , на первый взгляд, кажутся простыми, но требуют глубоких познаний , умений разбираться в физических основах изученных явлений, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Стараемся работать быстро и слаженно, чтобы все успеть.
2. Фронтальная работа с классом с опорой на презентацию.
Ну что ж, начнем повторение с основных законов геометрической оптики.
1. Каков основной принцип, описывающий поведение волн? (слайд 2)
- Это принцип Гюйгенса: каждая точка волновой поверхности в любой момент времени является источником вторичных волн.
На основании этого принципа мы выводили законы, которым подчиняется поведение световых лучей при падении на различные поверхности, т.е. законы отражения света.
2. Сформулируйте эти законы (слайд 2)
Приложение №1
А теперь я хочу предложить вам вопрос следующего характера вопрос с листом бумаги и проведенными на нем лучами)
Верны ли мои рассуждения? Обоснуйте. ( Слайд 3)
3. Какое явление наблюдается, если свет проходит границу раздела двух сред? (слайд 4)
- Явление преломления света.
4.Сформулируйте законы преломления. (слайд 5)
5.В чем физический смысл показателя преломления? (слайд 6)
- Относительный показатель преломления показывает, во сколько раз отличаются скорости распространения света в средах.
- Абсолютный показатель преломления показывает, во сколько раз скорость света в данной среде меньше его скорости в вакууме.
Вопрос по рисунку (слайд 7 и 8 )
6. Коснемся немного вопроса об оптической плотности сред. Как вы понимаете слова « оптически более плотная среда» или «оптически менее плотная среда»? (слайд 9)
Среда с меньшим показателем преломления – оптически менее плотная, в ней скорость света больше, чем в оптически более плотной среде, где показатель преломления больше. Например, воздух оптически менее плотная среда, чем вода.
7 .Вспомним, какое явление может наблюдаться, если свет переходит из оптически более плотной среды в оптически менее плотную? (слайд 10)
- При этом угол падения будет меньше угла преломления. При увеличении угла падения будет расти и угол преломления При некотором значении угла падения угол преломления достигнет 90 градусов и преломленный луч пойдет по границе раздела двух сред. Такой угол называется предельным углом полного внутреннего отражения. Для любого угла большего предельного, наступает явление полного внутреннего отражения. Закон преломления для данного случая примет вид:
8. Где используется явление полного внутреннего отражения?
В волоконной оптике (световоды).
Где еще можно встретиться в этим явлением – изображено на слайде 11 .
Ну что ж, пойдем дальше. Мы с вами изучали различные виды линз, учились строить в них изображения и решать расчетные задачи. Поговорим о линзах
9. Что же мы называем линзой? (слайд 12)
-Оптически прозрачное для света тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.
Приложение №1
- Перечислите виды линз по действию на свет и назовите их (слайд 13)
10. Назовите основные элементы линз.(слайд 14)
оптический центр, фокус, фокусное расстояние, фокальная плоскость, главная оптическая ось, побочная оптическая ось.
Молодцы! Теперь давайте вспомним основные виды задач на построение изображений в линзах. Этот материал мы изучали давно, а на контрольной работе такие задания обязательно будут. Работаем по вариантам.
( слайды 15 – 17)
Наиболее сложное задание проверим у доски (слайд 18)
Мы изучили также формулу тонкой линзы, (записывается на доске) ввели понятие увеличения, оптической силы( записываются на доске) Мы решали большое количество расчетных задач с применением данной формулы, поэтому сегодня мне хотелось, чтобы вы просто вспомнили, какой именно вид будет иметь формула в зависимости от предложенной задачи.
11 Я вам предлагаю различные варианты условий задачи, а вы на доске записываете формулу для каждого конкретного случая, комментируя свои записи. ( слайды 19- 22)
Ну что ж, с линзами закончили, переходим к другим, не менее интересным явлениям.
12. Явление дисперсии света. Что мы называем дисперсией? (слайд 23)
- Это разложение белого света в спектр при помощи призмы. Это зависимость показателя преломления материала призмы от цвета лучей. Это зависимость скорости света от длины его волны.
Т.е., показатель преломления оказывается различным для волн различной длины: максимальный – для фиолетового, минимальный – для красного. Значит, скорость распространения красного света в среде максимальна, а у фиолетового – минимальна, тоже можно сказать и о длинах их волн. ( слайд 24)
ВОПРОС: (стр.98, №6 д.у.) Длина волны красного света в воде равна длине волны зеленого света в воздухе. Какой цвет увидит человек под водой,, если вода освещена красными светом? ( слайд 25)
13. Любому волновому движению присуща интерференция. Дайте определение интерференции световых волн.
При каких условиях возможна интерференция?
Выполняется ли ЗСЭ при интерференции? ( слайд 26)
Приложение №1
14. Сформулируйте условие максимума. Условие минимума? (слайд 27)
??? Скажите, почему мы не видим усиления и ослабления света при включении двух лампочек у себя в кабинете?
15. Тогда где же мы встречаемся с интерференцией? Приведите примеры.
( слайд 28)
- интерференция в тонких пленках : Почему при падении белого света они имеют радужную окраску?
- кольца Ньютона : Почему радиусы колец Ньютона уменьшаются при смене света от красного до фиолетового? С чем это связано?
ВОПРОС (слайд 29)
Теперь настала очередь дифракции.
16. Дайте определение дифракции
Какой ученый создал количественную теорию дифракции? (слайд 30)
Юнгом был поставлен классический опыт по дифракции, но ее количественную теорию построил Френель. Он объединил принцип Гюйгенса с идеей интерференции вторичных волн.
На одном из предыдущих уроков мы познакомились с простым и интересным прибором, называемым дифракционной решеткой.
17. Что это за прибор? Что называется периодом решетки?
Для каких целей ее используют? (слайды 31-32)
Используют для определения длины световой волны.
Вопрос (слайд 33)
18. Наконец, поговорим о том, продольными или поперечными являются световые волны. Как это было доказано.
- Какой свет называют естественным?
- какой свет называют поляризованным? (слайд 34)
Ну, вот мы и закончили повторение. Но это еще не все. На прощание я подготовила вам несколько интересных вопросов, требующих умения применять те знания, которые успели накопить.
Поразмыслите (слайд 35)
(Примечание: если не осталось времени, то вопросы можно использовать в качестве задания на дом)
ВОПРОВ №1 Для красного или фиолетового лучей будет большим фокусное расстояние собирающей линзы? Почему?
ВОПРОС №2 Чем отличается дифракционный спектр от спектра, полученного при помощи призмы, т.е. в результате дисперсии?
ВОПРОС №3. В чашке находится монета, которая скрыта от наблюдателя стенкой чашки. Как, н6е меняя местоположение наблюдателя и не сдвигая чашки, сделать монету видимой?
3..Заключение.
Подведение итогов. Выставление оценок.
4.Дома: Повторить материал, подготовиться к контрольной работ
Приложение №2
Тема урока: Решение задач по теме «Закон сохранения импульса»
Цели: В ходе фронтального опроса проверить усвоение таких основных понятий, как импульс тела, единицы импульса, зависимость импульса от массы и скорости тела, замкнутая система тел, знание закона сохранения импульса, умение определять знаки проекций импульсов тел
.Продемонстрировать возможности поэтапного решения задач по теме «Закон сохранения импульса» с использованием предложенного плана и отработать умение пользоваться им при решении задач различного уровня сложности.
Развивать умение мыслить логически, выражать неизвестную величину из полученной формулы, совершенствовать счетные навыки ребят .
Оборудование: презентация
Ход урока:
1. Оргмомент. Вводное слово учителя.
Фронтальный опрос учащихся с использованием слайдов презентации
(Слайды № 2- 5)
(Опрос ведется в достаточно быстром темпе, но на вопросы, требующие пояснения, оно обязательно должно быть предложено учащимися и при наличии неточностей, подкорректировано учителем.)
2. Сообщение темы урока, Изложение нового материала.
Ребята! Сегодня мы рассмотрим, как решать расчетные задачи по теме «Закон сохранения импульса». Не смотря на то, что эта тема любима многими, здесь есть свои особенности и сложности. Основная сложность заключается в том, что нет единой универсальной формулы, которая бы могла быть использована при решении той или иной задачи по данной теме. В каждой задаче формула получается различной, причем именно Вы должны получить ее, анализируя условие предложенной задачи.
Для того, чтобы вам было проще правильно решить задачи, я предлагаю воспользоваться ПЛАНОМ (слайд № 6)
Его не нужно заучивать наизусть, вы можете руководствоваться им, глядя в тетрадь, но по мере того, как вы будете решать задачи, он постепенно запомнится сам.
Сразу хочу предупредить: задачи без рисунка, даже решенные правильно, я не рассматриваю!
Приложение №2
Итак, мы рассмотрим, как, пользуясь предложенным ПЛАНОМ, следует решать задачи. Для этого начнем с поэтапного решения первой задачи
( слайд №7)
( Рассматривается ход решения предложенной задачи с пошаговой опорой на анимированный слайд. Причем, делается акцент на каждом шаге на умение правильно использовать ранее изученный (и проработанный вначале урока) материал в процессе решения задачи :
рисунок – для того, чтобы правильно записать формулу Закона сохранения импульса именно для конкретной задачи, а также для правильной записи знаков проекций импульсов тел на оси координат.) Анимация настроена так, чтобы акцентировать внимание учащихся именно на этих моментах.
3.Решение задач у доски (слайды №№ 8 – 10 )
Учащиеся выходят по очереди к доске и с опорой на предложенный план, записанный у каждого в тетради, решают остальные задачи.
(В случае, если возникают какие-либо сложности при решении задач, можно в каждой из них опираться на слайды, в которых анимация позволяет сделать необходимые акценты в местах возможных затруднений у учеников).
4.Самостоятельное решение задачи в тетради с последующей проверкой.
( слайд № 11)
Решение представленной задачи (без используемых ранее анимированных акцентов) помещено на следующем слайде (слайд № 12)
5. Подведение итогов урока.
Домашнее задание (слайд № 12)
Приложение №3.
Тема: Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения»
Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
проверить усвоение основных понятий, формулировки закона всемирного тяготения, границ его применимости
закрепить в процессе решения задач умение применять формулу, выражающую зависимость между величинами, входящими в закон всемирного тяготения,
учить на основе анализа зависимости между величинами делать выводы о характере изменения значения величины
Воспитательные:
Показать роль науки в познании мира, рассказать о вкладе российских ученых в «копилку научных достижений»
Формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать внимание и любознательность.
Расширять представления о возможностях применении человеком физических знаний в быту и технике
Развивать вычислительные навыки учащихся, умение выражать из формулы неизвестную величину, производить действия со степенями
Оборудование: карточки с заданиями для работающих у доски, презентация к уроку, сборники задач.
Приложение №3
Карта урока:
Комментарий
хода урока
Время (мин)
№ слайда Развитие личностных качеств и психических процессов
Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
Приветствие,
организационный момент, активизация внимания, 1 Внимание
Организованность
ответственность,
Проверка усвоения материала, изученного на предыдущем уроке, его повторение и закрепление в процессе осмысления ответов учащихся 10 2 - 10 Память,
организованность
умение грамотно выражать мысли,
самостоятельность, аргументированность,
активность, ответственность
Решение расчетных и качественных задач , закрепление умений использовать имеющиеся знания 32-33 11-18 Организованность, внимание
память наблюдательность,
самостоятельность,
умение рассуждать,
логичность,
аргументированность,
Подведение итогов.
Задание на дом
1-2 19 Организованность самостоятельность, ответственность
Ход урока:
1.Организационный момент
Приложение №3
2.. Проверка усвоения учащимися теоретического материала, изученного на предыдущем уроке:
1) Работа учащихся у доски по вопросам Приложение 1,слайд №2)
а) Сформулировать закон всемирного тяготения и записать формулу, выражающую зависимость между величинами. Гравитационная постоянная, ее численное значение, единицы измерения.( у доски)
б) Сформулировать границы применимости закона всемирного тяготения (у доски).
2) Физический диктант для остальных учащихся (Приложение 1, слайды №№ 3-10)
- Силу, с которой все тела притягиваются друг к другу, называют:
• А) силой трения:
• Б) силой упругости;
• В) гравитационной силой
- Сила всемирного тяготения увеличится в 2 раза, если:
• Г) массу каждого из взаимодействующих тел увеличить в 2 раза;
• Д) массу каждого из взаимодействующих тел уменьшить в 2 раза;
• Е) массу одного из тел увеличить в 2 раза.
- Гравитационная постоянная в законе всемирного тяготения обозначается и численно равна
• П) g= 9,8 м/с2
• Р) G= 6,67* 10 -11 Нм2/кг2
• С) K= 400 Н/м
- Сила всемирного тяготения уменьшится в 100 раз, если:
Ж) тела сблизить на 100 метров;
К) тела удалить на 100 метров;
Н)расстояние между телами увеличить в 10 раз.
- В каком из приведенных на рисунках случаях мы можем пользоваться законом всемирного тяготения для расчета силы всемирного тяготения ( демонстрируются рисунки):
Л) О) М)
После выполнения диктанта учащиеся сдают листы учителю.
Далее выслушиваем ответы учащихся, готовившихся у доски.
Приложение №3
При обсуждении теоретических вопросов проводится закрепление изученных формул, размерностей величин, а также зависимостей между ними.
(Во время ответов учащихся учитель сразу может увидеть отличные оценки за физический диктант, т.к. при всех верных ответах у ребят должно было получиться слово ВЕРНО).
Далее можно подвести итоги физического диктанта (по желанию учителя и в зависимости от времени, затраченного на выслушивание ответов у доски)
3. Решение задач у доски.
Задача 1: (Приложение 1 ,слайд 11)
Определить, с какой силой притягивается самолет и лодка, находящиеся на расстоянии 3км друг от друга, если масса лодки составляет 3 тонны, а масса самолета – 30 тонн.
( ответ: 6,67*1010 Н)
Задача 2 (Приложение 1,слайд 12-13)
Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67*10 -15 Н. Какова масса каждого шарика?
Задача 3 (Приложение 1, слайд 14-15)
Каково расстояние между шарами массой по 100 кг каждый, если они притягиваются друг к другу с силой 0,01Н?
Задача 4 (Приложение 1, слайд 16-17)
На каком расстоянии от поверхности Земли сила притяжения к ней космического корабля станет в 100 раз меньше, чем на поверхности Земли?
( Ответ: на расстоянии 9 радиусов Земли)
В процессе решения данной задачи целесообразно обратить внимание учащихся на то, что данную задачу можно решить аналитически, проанализировав зависимость между величиной силы и расстоянием в формуле закона всемирного тяготения:
т.к. сила уменьшилась в 100 раз, значит, расстояние между телами увеличилось в 10 раз, т.е. стало равно 10 радиусам Земли, а, значит, космический корабль от поверхности Земли находится на высоте 9 ее радиусов.
Важно также коснуться вопроса о достижениях российских, советских ученых в области освоения космического пространства
самостоятельно в тетради: решение задачи – шутки
Приложение №3
Задача – шутка: (Приложение 1,слайд 18)
С какой силой козла тети Маши притягивает капуста в огороде бабы Глаши, если он пасется от нее на расстоянии 10 метров? Масса козла Гришки равна 20 кг, а капуста в этом году выросла большая да сочная, ее масса составляет 5 кг
4.Домашнее задание: (Приложение 1,слайд 19)
Итоги урока. Оценки за урок.
Приложение № 4
Устный журнал
«Наука ковала Победу»
Цели: Познакомить учащихся с открытиями, разработками, изобретениями, находками советских ученых - физиков, инженеров, конструкторов, которые позволили заложить фундамент Победы в Великой Отечественной войне.
Развивать интерес к физике, военной технике, истории.
Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за достижения советских ученых, конструкторов, инженеров, внесших неоценимый вклад в общее дело Победы. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, встречающихся на пути, стремление добиваться поставленной цели.
Оборудование: Презентация «Наука ковала победу», записи песен о Великой отечественной войне.
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя: Ребята, 9 мая 2010 года мы будет отмечать знаменательную дату - 65-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Она далась нелегкой ценой, но наш народ не просто выстоял в этой неистовой схватке с фашизмом, но и освободил от фашистского гнета народы Украины, Белоруссии, восточной Европы.
Победа стала возможной только благодаря единству и сплоченности всех и каждого: вся наша огромная страна работала на Победу: солдаты сражались на фронте, а крепкий тыл создавали им старики, женщины, дети. Каждый, как мог, приближал день ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!
Свой вклад в общее дело внесли ученые-физики: теоретики, конструкторы, инженеры, проектировщики, которые сделали все возможное, а порой и невозможное, чтобы наши воины смогли не просто на равных сражаться на фронтах Великой Отечественной, но и превосходить беспощадного врага в технической мощи.
Наш устный журнал познакомит вас с деятельностью ученых, направленной на достижение общей цели всего нашего народа - победы над фашизмом.
1ведущий: (на фоне тихо звучащего 1 куплета песни « Вставай, страна огромная» и демонстрирующихся 2 и 3 слайдов презентации):
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война
2 ведущий: Выпавшая на долю нашего народа, она явилась для него суровым испытанием силы духа, стойкости и воли к Победе.
1 ведущий: Вся страна превратилась в единый боевой лагерь
2 ведущий: Героический труд рабочих, колхозников и интеллигенции в тылу дал возможность обеспечить фронт всем необходимым.
1 ведущий: (на фоне слов песни «… А, значит, нам нужна одна победа, одна на всех мы за ценой не постоим… и демонстрации 4 слайда)
Отечественная наука и техника тоже встали на военную вахту
Приложение № 4
2 ведущий: Академик Сергей Иванович Вавилов писал: « … научная громада от академика до лаборанта и механика направила без промедления все свои усилия, знания и умения на прямую или косвенную помощь фронту»
1 ведущий: патриотический лозунг «Все для фронта все для победы» определил смысл работы каждого конструктора, инженера, ученого, среди которых были:
2 ведущий: Петр Леонидович Капица
1 ведущий: Анатолий Петрович Александров
2 ведущий: Мстислав Всеволодович Келдыш
1 ведущий: Игорь Васильевич Курчатов
2 ведущий: Абрам Федорович Иоффе
1 ведущий: Семен Алексеевич Лавочкин и многие, многие другие.
2 ведущий: (демонстрируется 5 слайд)
Физики-теоретики перешли к вопросам баллистики, военной акустики, радио. Экспериментаторы занялись дефектоскопией, заводским спектральным анализом, радиолокацией. Во многих случаях физики работали непосредственно на фронте, испытывая свои предложения на деле, немало физиков пало на поле брани, защищая Родину.
1 ведущий: (демонстрируется 6 слайд)
Одной из многих важных задач оборонного значения явилось размагничивание кораблей. Противник уже в первые дни войны создал серьезную минную угрозу у выходов из наших военно-морских баз и на основных морских путях. 24 июня 1941 года в устье Финского залива на минах магнитного действия подорвались эсминец «Гневный» и крейсер «Максим Горький». Перед физиками была поставлена задача – создать эффективный метод защиты кораблей от этих мин. Ее решение было возложено на Ленинградский физико-технический институт, а возглавил работы Анатолий Петрович Александров. В ходе деятельности ученых был создан обмоточный метод размагничивания судов.
2 ведущий: (по желанию учителя можно в этот момент перейти по управляющей кнопке к слайду 29, можно остаться на том же слайде)
Известно, что земной шар создает вокруг себя магнитное поле, небольшое по величине, но если в этом поле находится, например, корабль из нескольких тысяч тонн стали, то магнитное поле увеличивается в несколько десятков раз, что способно привести в действие механизм, поворачивающийся под влиянием магнитной силы и замыкающий электрическую цепь.
И если в эту цепь включить детонатор, погруженный во взрывчатое вещество мины, которая лежит на дне моря, то она взорвется на расстоянии под действием магнитного поля корабля.
1 ведущий: Для размагничивания на кораблях специальным образом располагали большие катушки из проводов, по которым пропускался
Приложение № 4
электрический ток, который порождал магнитное поле, компенсирующее поле корабля, т.е., поле прямо противоположного направления.
Все боевые корабли подвергались в портах « антимагнитной обработке» и выходили в море размагниченными.
К августу 1941 года ученые защитили от магнитных мин основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков.
2 ведущий: (демонстрируется 7 слайд )
Определение устройства немецких мин также было важной задачей. Работа группы под руководством Игоря Васильевича Курчатова в Севастополе была сопряжена не только с большой ответственностью, но и опасностью.
Устройство мин, применявшихся фашистами, постоянно менялось, и для успешной борьбы с ними необходимо было изучить их устройство. Разборку мин неизвестной конструкции зачастую собственноручно производил сам Игорь Васильевич. Суровая действительность военного лихолетья заставляла рисковать жизнью даже крупнейшего ученого нашей страны.
Только в 1943 году Игорю Васильевичу удалось вплотную заняться вопросами атомной энергетики, и уже в 1946 году в нашей стране был пущен созданный под его руководством атомный реактор.
1 ведущий: ( демонстрируется 8 слайд)
Создание современного вооружения являлось еще одной задачей военного времени. Академик Исаак Константинович Кикоин занимался физикой металлов. Перед учеными стоял ряд неотложных задач, в решении которых они приняли участие. Военные поставили цель – разработать противотанковую мину и уже в декабре 1941 года ученые отправились в Москву для официальных испытаний новой мины. Испытания прошли успешно. Мина оказалась универсальной, пригодной почти для всех военно-транспортных средств. Она не обнаруживалась обычным миноискателем.
2 ведущий: ( демонстрируется 9 слайд)
В начале 1943 года военным специалистом Ларионовым была изобретена авиационная бомба остронаправленного действия. Эта бомба предназначалась для борьбы с танками, поскольку под громадным давлением, возникавшим в ней при взрыве, металлические частицы со скоростью порядка 10 км/ с узкой струей пронизывали танковую броню подобно тому, как сильная струя воды проникает в мягкую глину.
Впервые бомбы остронаправленного действия были успешно применены в битве на Курской дуге, завоевав всеобщее признание. Вскоре ими оснастили воздушные армии Юго-Западного, Степного, Воронежского и Брянского фронтов.
1 ведущий: (на фоне демонстрации 10 слайда и звучащего фрагмента песни из к /ф «Офицеры»)
Страшное время блокады Ленинграда ставило перед учеными свои задачи.