Программа
элективного курса по физике для 10 класса
« Организация проектной деятельности
на уроках физики и внеклассной работе по предмету»
Пояснительная записка
Физика - достаточно сложный предмет. Успешное овладение им учащимися требует большого мастерства учителя. Практика же показывает, что образовательный процесс зависит не только от учителя, который дает знания. Для получения положительного результата необходимо, чтобы ученик знания взял. Но далеко не всегда ребенок хочет и может -это сделать. Как переломить эту ситуацию? Каким образом стимулировать изначально присущее человеку стремление познавать окружающий мир, как убедить подростка в необходимости научных знаний? Существует несомненная связь между успеваемостью по физике и интересом к ней, но связь эта далеко не однозначна. Как не упустить среди слабо успевающих по физике потенциальных приверженцев этой науки?
На другом полюсе этой проблемы дети, для которых рамки школьного учебника давно стали тесными, их интересы могут простираться за границы, определяемые школьной программой по физике.
К тому же все более очевидным становится противоречие; когда обучение строится, в основном, на запоминании информации, отобранной учителем, в то время как интерес учащихся к предмету предполагает самостоятельный поиск информации и конструирование на ее основе новых знаний и умений.
Есть ли оптимальный подход, который позволил бы учителю решить эту проблему, показать физическую науку во всей ее. привлекательности и своеобразии?
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения, а также способствуют повышению интереса к изучению любою предмета, в том числе и физики..
Наиболее перспективным видится метод проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, выделение этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, а не на получение объективно нового научного результата. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образования цель исследовательской деятельности состоит в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика).
Проект является привлекательной для учащихся оригинальной формой работы, способствует формированию положительных мотивов учебной деятельности, прививает детям умение ставить перед собой цели и реализовывать их. Мотивами могут выступать потребности, интересы, установки, идеалы, влечения, эмоции.
Выполнение проекта требует инициативного, самостоятель¬ного, творческого решения школьником выбранной проблемы, а сама проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер.
Проект учит школьника мобилизовать, обобщать и интегрировать свои знания и умения, получать в ходе выполнения задания значительно больше знаний, чем дает урок. Поэтому целью изучения данного курса является:
Цель: научить учащихся формулировать прикладную проблему, организовывать свою деятельность, добиваться нужного результата, сформировать способности анализировать конкретные ситуации, навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, подготовить учащихся к профессиональному выбору.
Задачи:
1.Обучить планированию: определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижение цели на протяжении всей работы
2.Формировать навык сбора и обработки материалов,информации.
3. Развивать умение анализировать( креативность и критическое мышление)
4.Учить составлять письменный отчет, план работы, презентовать информацию, оформлять сноски.
5.Фомировать позитивное отношение к работе: проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом, графиком работы.
6. Углубить интерес к предмету в ходе работы на уроках и внеурочной деятельности
Технологии, используемые в организации занятий:
- проблемно-исследовательское обучение,
-проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни в
условиях динамично меняющегося общества.
При проведении занятий предусмотрена реализация
дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые
позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть
успешными.
Для организации занятий используются следующие формы:
-лекционное изложение материала;
-эвристические беседы;
-практические работы ;
-работа в малых группах;
-домашняя работа с целью поиска информации.
Формами контроля при проведении данного курса являются:
-Самостоятельная работа учащихся;
-Защита проектов
Программа рассчитана на обучающихся 10 класса.
Количество часов 17
Количество часов в неделю 1 (1-ое полугодие)
Оборудование и литература:
1.Компьютеры, с установленной программой для создания презентаций и сетью Интернет
2. Проектор
3. Мультимедийный экран
4.Интерактивная доска
5. «Физика 10 класс. Проектная деятельность» Т.М. Гребенкина
6. « Проектные технологии обучения. Методические рекомедации» В.Е. Морозов
7. « Электронные уроки» И.А. Кугут, Н. Ю. Меркушева
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ Тема занятия Форма занятия Кол-во часов
1 Введение в курс. Деятельность. Проектная деятельность. Метод проектов лекция, просмотр учебной презентации 1
2 Проблемные ситуации Подходы к их решению. Знакомство с темами проектов, над которыми учащиеся будут работать при изучении курса физики10 класса. лекция, просмотр учебной презентации 1
3 Типология проектов. лекция, просмотр учебной презентации 1
4 Формулировка темы , цели, задач лекция, просмотр учебной презентации 1
5 Продукты проектной деятельности лекция, просмотр учебной презентации 1
6 План действий лекция, просмотр учебной презентации 1
7 Структура ,моделирование ,источники информации( библиотека, Интернет) круглый стол 1
8 Приемы исследования в проектной деятельности семинар 1
9 Формы защиты проекта лекция 1
10 Требования к проектной работе и ее презентации. Критерии оценки проекта лекция, просмотр учебной презентации 1
11 Защита проекта и оценка. Рефлексия деятельности лекция, просмотр учебной презентации 1
12 Работа над совместным проектом: «Компьютер как источник переменного электромагнитного поля. Влияние на здоровье пользователя электромагнитных полей компьютера» и « Влияние сотового телефона на здоровье человека»
практическое занятие 1
13 Работа над совместным проектом: «Компьютер как источник переменного электромагнитного поля. Влияние на здоровье пользователя электромагнитных полей компьютера» и « Влияние сотового телефона на здоровье человека»
практическое занятие 1
14 Работа над совместным проектом: «Компьютер как источник переменного электромагнитного поля. Влияние на здоровье пользователя электромагнитных полей компьютера» и « Влияние сотового телефона на здоровье человека»
практическое занятие 1
15 Работа над совместным проектом: «Компьютер как источник переменного электромагнитного поля. Влияние на здоровье пользователя электромагнитных полей компьютера» и « Влияние сотового телефона на здоровье человека»
практическое занятие 1
16 Подготовка к защите проекта в рамках недели физики в школе 1
17 Подготовка к защите проекта на районном конкурсе-фестивале учебных проектов 1